ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

справка по оценке ситуации и для принятия решений

Общественный контроль в системе здравоохранения, как условие реализации прав граждан на сохранение и укрепление здоровья, получения доступной и качественной медицинской помощи.

1.Международный опыт, институты мирового сообщества.

Опыт государств с развитыми системами общественного здравоохранения, убедительно доказывает, что эффективно построенная система общественного контроля, активное участие в его осуществлении широких слоев общественности, является необходимым условием успешного осуществления  национальных программ по оказанию мед. помощи гражданам и её  востребованность обществом. Общепризнанные успехи  национальных систем здравоохранения, во многом этим и объясняются. Эффективный общественный контроль обеспечивает максимально возможные права для пациентов, большинства граждан в системе здравоохранения. На международном уровне приняты важнейшие документы с рекомендациями государствам - членам ВОЗ и Совета Европы о том, как надо строить сотрудничество с обществом в сфере реализации важнейшего права – права на здоровье.  Несколько таких последних документов принятых Комитетом министров Совета Европы так и называются «Рекомендации странам-членам Совета Европы по обеспечению мер способствующих активному участию граждан и пациентов в процессах принятия решений в области здравоохранения». Другой документ, имеющий характер общественного соглашения,  включает целый раздел, посвященный праву граждан на активное участие в решении проблем здравоохранения,  называется «Европейская хартия прав пациентов» (прилагается). В  Европе на всех уровнях наблюдается значительный прогресс в области вовлечения граждан в решение многих вопросов здравоохранения. Национальные системы здравоохранения, имея принципиальные различия_(Англия-государственная система, Франция-в основе мед. страхование, США –договорная, это отношения граждан, через систему страхования и мед. организаций), но все имеют существенное общее. Это эффективный  и независимый контроль от системы оказывающей медицинские услуги, как со стороны государства, так и общества, которому способствует полноценная нормативная база.

В России государственный контроль - ведомственный, общественный отсутствует практически.

Основные типы стратегии реализации прав пациенов:

 Хартии и законы о правах пациентов в Европе (годы принятия)

Источник: Cross-Border Health Care in Europe. European Observatory on Health Systems

and Policies, Publishted by the WHO, 2005.

законы
хартии
Финляндия 1992
Сан-Марино 1989
Великобритания (1991), 1997
Чехия 1992
Испания 1994
Ирландия 1995
Португалия 1997
Германия 1999-2001
Польша 1999
Словакия 2000
Италия 2000
Австрия 2001

 

Франция 1994,
Нидерланды 1994
Литва 1996
Исландия 1997
Латвия 1997
Венгрия 1997
Греция 1997
Дания 1998
Норвегия 1999
Франция 2002
Бельгия 2002
Эстония 2002
Швейцария 2003
Германия 2002 

 Проблематика защиты прав пациентов оформлена в комплексе нормативных документов (хартий, деклараций) межгосударственных и международных организаций, таких как ВОЗ, ВМА и др. Однако локомотивом продвижения в мире идей, связанных с защитой прав пациентов, расширения самого этого понятия, в последние годы фактически выступает деятельность структур Европейского Союза. ТТРАНАХ МИРА

Европейская модель продвижения прав пациентов, предусматривающая активное участие самих граждан в контроле над соблюдением этих прав и процессах принятия решений, рекомендации Совета Европы нередко служат примером не только для самих европейских стран.

Не менее показательным, и исходя из проявившейся тенденции в России, абсолютно актуальным можно считать опыт Канады по обеспечению своих граждан качественной, безопасной и доступной медицинской помощью и участию в решении этой задачи канадской общественности. Отношение власти, бизнеса и общественности Канады к своей системе здравоохранения выражено следующей фразой: «Канадская система здравоохранения – один из главных определяющих факторов нашей промышленной конкурентоспособности и качества жизни». Система общественного контроля в сфере здравоохранения Канады чрезвычайно развита и многокомпонентная. Она обеспечивается нормативной базой, существующими принципами организации системы здравоохранения и действующими механизмами реализации прав граждан при получении медицинской помощи, а также эффективным взаимодействием общественности с руководством и депутатами Канадского Парламента, руководителями федерального и провинциальных министерств здравоохранения, учеными и специалистами в области медицинского права, коллегиями врачей и медицинскими ассоциациями.

 Система обеспечена экономически. Расходы на здравоохранение Канады составляляют около 10% от ВВП. В итоге на одного канадца в год приходится более 3 тыс. канадских долларов. На государственный сектор пришлось 75 % всех затрат, на частный – 25 %. Средняя стоимость одного койко-дня в больнице достигает 625 канадских долларов.
С 1994 года в Канаде действует Национальный форум по вопросам здоровья населения, созданный с целью привлечения общественности и других, заинтересованных сторон, к диалогу с целью определения будущих направлений развития системы охраны здоровья населения Канады.

Это привело к тому, что решением правительства Канады с 2002 года введена практика регулярного информирования канадцев обо всем, что происходит в системе здравоохранения, для чего разработана национальная стратегия системы информации в области здравоохранения. Общественные Советы Здравоохранения (Community Health Councils) являются самостоятельными, узаконенными органами, образованными для того, чтобы представлять интересы общественности в деятельности системы здравоохранения на провинциальном уровне. Члены Советов выдвигаются от местных объединений и организаций граждан.

 Роль Советов в системе здравоохранения очень высока. Советы могут тщательно проверять все организации и области системы здравоохранения, имеют право делать локальные посещения в больничные палаты, центры здоровья и клиники и беседовать с любым лицом, представляя себя в качестве интегрированного учреждения, включенного во все структуры здравоохранения в конкретной административной области. Предложения, которые Советы вносят администрациям здравоохранения, как правило, направлены на позитивные изменения в медицинских услугах. Члены Советов всегда очень хорошо осведомлены о состоянии медицинского обслуживания в их регионах. Работа с жалобами - одно из направлений деятельности Советов для того, чтобы иметь прямой контакт с общественностью. В процедурах рассмотрения жалоб, Советы выполняют роль т.н. "потенцирующего средства эффективности", предназначенную для обеспечения обратной связи по результатам состояния здравоохранения (вопросы качества), и направленную, как к потребителям медицинских услуг, так и к представителям тех, кто их оказывает. Такое участие помогает Советам, так сказать, слышать голос граждан. По результатам проверок в среднем 1 из 27 медработников привлекался за допущенные упущения к ответственности.

Система законодательного регулирования Канады представляет собой в достаточной степени продуманный механизм защиты прав граждан в области здравоохранения и эффективный механизм в руках общественности. Вот только некоторые законы, которые обеспечивают деятельность всей системы и реализацию в ней прав граждан Канады:

Закон о системе здравоохранения Канады

Закон о врачебной деятельности

Закон о медицинских профессиях в системе здравоохранения

Закон про порядок регистрации больниц

Закон о комитете надзора за объектами здравоохранения

Закон о комитете надзора за объектами медико-социальной помощи

Закон о защите личности при медицинском уходе

Закон о медицинской информации

Закон о персональных распоряжениях граждан

Закон о дарении человеческих тканей

Закон о плохом обращении при оказании медицинской помощи и уходе

Закон о дисциплинарных взысканиях в здравоохранении

Закон о психическом здоровье

Закон о персонах находящихся на иждивении

Как видно, практически каждому принципу в области прав пациента посвящен отдельный специальный закон Канады, что не требует принятия отдельного закона о правах пациента, а все приведенные выше законы можно рассматривать как кодекс о правах граждан. В качестве подтверждения эффективного взаимодействия государства и общества, является успешная деятельность системы общественного здравоохранения и как результат - хорошее здоровье канадцев. Средняя продолжительность жизни составляет 78,6 лет (81,4 года – женщины, 75,8 – мужчины), уровень детской смертности 5,6/1000. Индекс человеческого развития (образование граждан, доступность медицинских услуг и средняя зарплата), применяемый ООН, в Канаде один из лучших в мире, а в конце 90-х годов был на первом месте в течение 6 лет подряд.

 

2.Проблема на Общероссийском уровне.

Имеет свои особенности, обусловленные относительной неразвитостью институтов гражданского общества, недофинансированием системы здравоохранения, даже с учётом принятия достаточно энергичных мер, высоким уровнем коррумпированности отрасли и общим уровнем технологического и технического отставания, неэффективности существующей системы управления здравоохранением.

Тем не менее большинство прав пациентов зафиксированных в международных документах, нашли своё отражение в Основах законодательства об охране здоровья граждан(1993г).Из чего следовало, что система здравоохранения начинается с прав граждан на здоровье и на получение необходимой медпомощи, затем следует ответственность государства за реализацию этих прав, а лишь потом роль и место системы здравоохранения и медицинских учреждений. Но к сожалению развитие статей «Основ» в базовые законы прямого действия не получили.(помешал закон об ОМС). Сформировалась модель управления здравоохранением никак не влияющая на здоровье населения в целом. Чем больше больных, тем выгоднее здравоохранению (оплата за пролеченного больного через систему ОМС.) Телега оказалась впереди лошади.

Однако и в этих непростых условиях, при отсутствии рациональной стратегии сверху в среде гражданского общества, получили развитие общественные движения. Это прежде всего организации пациентов борющиеся за права на качественное здравоохранение,  во многом благодаря мировым тенденциям,  и как реакция на существующую в стране ситуацию, инициируется проведение круглых столов, конференций.

 Общественный контроль и защиту прав пациентов реально осуществляют общероссийские и межрегиональные общественные организации,(около10), принявшие решение в декабре 2009г учредить Всероссийский Союз Обществ Пациентов, юридическая регистрация которого, в настоящее время проводится. Возглавили новую организацию три сопредседателя:

Я.В.Власов- президент Общероссийской Общественной Организации Инвалидов- больных Рассеянным Склерозом (организация является членом европейской и всемирной организации больных с этим заболеванием).

Ю.А.Жулев-президент Общероссийской Общественной Организации Инвалидов- «Всероссийское общество гемофилии».

А.В.Саверский-президент Общероссийской Общественной Организации»Лига защитников пациентов», председатель Общественного совета по защите прав пациентов при федеральном «Росздравсоцнадзоре».

Аналогичные общественные формирования, как отделения общероссийских организаций, представлены и в Тверской области. Руководители этих общероссийских организаций являются членами Общественного совета при Минсоцздравразвития, входят в состав экспертных групп министерства, комитетов Совета Федерации и Думы.

Однако это не мешает им собственную позицию доводить непосредственно до высших представителей государства (президента и председателя правительства). Так в одном из последних обращений к руководителям государств по  законопроекту, регулирующему лекарственное обеспечение в декабре т.г., было заявлено следующее:

- Несложно посчитать, что если сегодня федеральный центр не смог добиться наведения порядка и снижения цен на рынке ЛС, то умноженные на количество субъектов РФ эти сложности не только создадут полный хаос, но и приведут к прямо противоположному результату – к увеличению цен.

- Отсутствие открытых процедур взаимодействия экспертов и общественности с государством по самым острым проблемам здравоохранения, отсутствие правовой регламентации и правового контроля за реализацией прав граждан на охрану здоровья позволяет говорить о значительном ухудшении положения граждан в сфере медицинского обеспечения при сохранении нынешней политики государства.

В связи с изложенным Рабочее совещание объединений пациентов, Всероссийский Союз пациентов рекомендует устранить выявленные существенные недостатки проекта закона «Об обращении лекарственных средств» в ходе открытого формирования концепции лекарственного обеспечения граждан России, а также провести публичные слушания по вопросу изменения Перечня ЖНВЛС с участием объединений пациентов, врачебных сообществ и фармацевтических компаний.

По сути, речь идет о самом коррупционном подходе из всех возможных, поскольку во всех субъектах РФ будут созданы свои правила, свои цены, и все это станет бесконечным поводом для торговли между властью субъекта РФ и фармацевтическим бизнесом

Подобную позицию высказал и Общественный  совет по защите прав пациентов при федеральной службе Росздравсоцнадзора.

В целом представляется что, несмотря на активную и бескомпромиссную позицию в вопросах защиты прав пациентов общественных организаций, эффективная система организации общественного контроля  в системе здравоохранения нашего государства на федеральном уровне не создана.

Подобная деятельность проводится «титаническими» усилиями руководителей Общероссийских организаций пациентов и Общественного совета по защите прав пациентов(пред. А.В. Саверский). Определённые надежды на улучшение ситуации вызывает позиция руководителей государства. Однако преодолеть корпоративное сопротивление, существующей системы здравоохранения, делегировавшей своих представителей во все структуры управления в том числе, и общественные, представляется задачей чрезвычайной сложности. Наведение порядка в отрасли, обеспечение прозрачности деятельности, может многих лишить дополнительного «приработка», что очевидно в профессиональной медицинской среде некоторых «управленцев» сегодня не устраивает.

3.Региональный аспект проблемы.

Все просчёты и нерешенные проблемы на федеральном уровне больно сказываются на самочувствии наших граждан как в нашей так и в других областях. Ситуацию нередко усугубляют и «умельцы» рукотворных проблем.

И где, как не в регионе, возникает объективная потребность осуществления общественного контроля, практического обеспечения прав пациентов.

Доказательством тому последние публикации в СМИ и освещение проблем на телевидении. Хотя глубоких аналитических материалов по этой проблематике явно не хватает. Недостает в анализе проблем, как смелости и принципиальности, так и компетенции. Целенаправленно на сферу здравоохранения направлена деятельность лишь нескольких общественных организаций(автору известно-4). Более значительную группу организаций представляют организации инвалидов различной направленности, различных фондов, целью деятельности которых, является оказание поддержки и помощи определённым категориям граждан, не осуществляющих целенаправленно контрольных функции, что несомненно очень важно и ценно.

При региональном отделении Росздравсоцнадзора создан по рекомендации и в соответствии с ведомственным приказом Общественный совет по защите прав пациентов. К сожалению материалов деятельности Совета не опубликовано.

Председатель Совета –Давыдов Б.Н., президент Тверской мед. академии, председатель комиссии областной общественной палаты, член Совета по здравоохранению при губернаторе Тверской области, чл.корр. акад. наук, д.м.н.

В составе комиссии-21 чел, в основном представители научного сообщества медакадемии, некоторые работающие или работавшие недавно представители системы здравоохранения, и представители некоторых общественных организаций и всего один представитель организации пациентов не являющийся медиком. Нет ни одного юриста, который мог бы реально защищать права пациентов.

Подобные формальные подходы к формированию и организации работы этих Советов в целом характерны по стране. Какие же решения они могут принять?

Пример Челябинской области(т.к.материалы опубликованы) Решение Совета от12.11.09г. Рассмотрен вопрос о разрешении оплаты некоторых медицинских услуг пациентами стационаров, а также совершенствования работы с медицинскими документами. А защищать права пациентов некому. Получается –обслуживание в первую очередь интересов структур здравоохранения. То есть деятельность прямо в противоположную сторону.

Напрашивается вывод: при намерении развивать систему общественного контроля в Тверской области, как и других регионов страны, не допустить профанации и дискредитации этого важнейшего общественного начинания.

В общем итоге очевидно можно констатировать, что в Тверской области общественный контроль и общественное движение по защите прав пациентов имеет место быть лишь в намерениях.

Задача на данном этапе: намерения - реализовать в конкретные планы и довести их до сведения руководства области. Без  поддержки сверху ничего сделать не получиться.

Существующая система здравоохранения никакого независимого контроля ни в какой форме не допустит.

Как правомерность обоснования позиции по общественному контролю и правам пациентов привожу дословно часть 3. Европейской хартии прав пациентов, одобренную Советом Европы и рекомендованную национальным правительствам и общественным организациям.

 ЧАСТЬ 3. ПРАВО НА ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ

1. Право на осуществление деятельности в общих интересах

Граждане - как индивидуально, так и в составе объединений - имеют право на основе принципа субсидиарности осуществлять в общих интересах деятельность по защите прав на охрану здоровья; существование этого права предполагает обязанность органов государственной власти и других субъектов способствовать такой деятельности и поощрять ее.

2.Право на осуществление адвокации

Граждане имеют право осуществлять деятельность по защите прав в области охраны здоровья, в частности:

• Право на свободное движение людей и информации в государственных и частных службах здравоохранения с условием соблюдения норм приватности;

• Право на осуществление контроля и проверок с целью оценки фактического соблюдения прав граждан в системе здравоохранения; Право осуществлять деятельность по предотвращению нарушений прав в области охраны здоровья;

• Право на прямое вмешательство в ситуациях нарушений или ненадлежащей защиты прав;

• Право на обращение в органы власти с информацией или предложениями и

соответствующая обязанность государственных органов, отвечающих за публичные и частные службы здравоохранения, рассматривать такие сообщения и жалобы и отвечать на них;

• Право на публичный диалог и руководителями публичного и частного здравоохранения.

3.Право на участие в формировании политики в области охраны здоровья

Граждане имеют право участвовать в определении, осуществлении и оценке публичной политики по защите прав на охрану здоровья на основе следующих принципов:

• Принцип двухстороннего взаимодействия в формировании повестки дня – иными словами, постоянный обмен информацией между гражданами и различными институтами при определении повестки дня;

• Принцип проведения консультаций на двух этапах планирования политики и принятия решений, причем институты обязаны выслушать предложения гражданских организаций, дать обратную связь по этим предложениям, проконсультироваться с ними перед принятием каждого решения и обосновать свое решение, если оно расходится с мнением граждан.

• Принцип партнерства в осуществлении деятельности, означающий, что все партнеры (граждане, институты и иные частные и корпоративные партнеры) наделены полной ответственностью и действуют с одинаковым достоинством; гражданские организации должны рассматриваться как инструмент оценки публичной политики.

Подготовил.
Член комиссии О.П.эксперт
Голосов М.А.

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197