ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

18.12.2009 Резолюция. Всероссийский союз пациентов

ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПАЦИЕНТОВ

125167, Москва, Новый Зыковский пр-д, д.4      тел./факс (495) 612-2053, 612-3884
                                                                             Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 РЕЗОЛЮЦИЯ от 18.12.2009.

РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПАЦИЕНТОВ

 

По данным инициативного всероссийского опроса, проведенного  ВЦИОМ в сентябре 2009 года: 

- каждый второй из опрошенных лиц свидетельствует о том, что привычные лекарства стали менее доступными, причем по сравнению с 2005 г. таких респондентов стало вдвое больше (52% против 27%);

- за прошедшие четыре года почти в полтора раза больше стало тех, кого не устраивает ситуация с лекарствами, сложившаяся в егонаселенном пункте (с 38% до 64%) [1] .

Об ухудшении  ситуации свидетельствуют и многочисленные обращения граждан в пациентские и правозащитные организации с жалобами на:

- громоздкую процедуру получения льготного/«бесплатного» рецепта;

- выписывание препаратов в соответствии с их наличием в перечне ЖНВЛС вне зависимости от потребностей больного и мнения врача;

- невыписывание лекарственных препаратов, если их нет в наличии в аптеке;

- невозможность получить выписанные препараты из-за их отсутствия в аптеке.

Это заставляет пациентов или их, нередко малоимущих, родственников приобретать лекарства за свой счет. Остальная группа пациентов остается без необходимой лекарственной помощи, поскольку одной из самых частых жалоб является недоступность лекарств из-за высоких цен.

Доступность лекарственной помощи для населения и качество лекарственных препаратов являются основными критериями эффективности системы лекарственного обеспечения и медицинской помощи.

В текущем году Минздравсоцразвития РФ намеревался представить на обсуждение общественности Концепцию лекарственного обеспечения, о чем многократно заявлялось. Председатель Правительства РФ говорил о необходимости создания системы лекарственного страхования. Однако, вместо проекта концепции или схемы лекарственного страхования общественность летом 2009 года получила проект Закона РФ «Об обращении лекарственных средств» и Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», а в ноябре 2009 года был предложен новый Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, где количество наименований сократилось на 168.

Учитывая изложенное, Рабочее совещание объединений пациентов отмечает следующее:

1. Система лекарственного обеспечения делится на две основные составляющие: бесплатное лекарственное обеспечение (амбулаторное и стационарное) и купля-продажа ЛС в условиях рынка. Эти составляющие предполагают различную степень участия государства и его роль, и эти две системы должны быть описаны в законе, как отдельно, так и в точках их пересечения (например, льготного обеспечения), если оно происходит, но смешивать их, как это сделано в законе, нельзя.

Так, нельзя говорить о ценовом регулировании в отношении лекарств, которые признаны жизненно необходимыми. Жизненно необходимые ЛС должны быть бесплатными для населения. Из проекта закона возникает обоснованное ощущение, что государство вовсе не намерено закупать для населения ЛС даже согласно перечню, а намерено лишь регулировать их обращение. Такой подход не может не пугать!

При нынешних подходах (например, п.3 ст.8 проекта ФЗ РФ) получается, что отсутствие зарегистрированной отпускной цены автоматически исключает продажу ЛС не только в рамках госзакупок, но и на рынке. Вместо того, чтобы гарантировать гражданам доступ к этим препаратам и описать весь механизм реализации этого права, государство намерено создать очень серьезный барьер, который может стоить людям жизни.

2. Попытка регулирования цен путем «утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ст. 7) вызывает ряд серьезных вопросов.

1) не описано, как можно регулировать цену путем создания перечня ЛС; Перечень может быть только одним из инструментов в системе регулирования, о которой законопроект умалчивает;

2) списки лекарственных средств, отпускаемых по льготным рецептам, отличаются сегодня в разных регионах и не соответствуют перечню ЖНВЛС. При этом в проекте закона не сделана попытка  определить статус Перечня ЖНВЛП, сформулировать требования к его формированию и критерии выбора лекарственных препаратов.

Для больных граждан Перечень ЖНВЛС выглядит, как ограничивающий их право на лекарственную помощь.

3. По существу, предложенная стратегия государственного регулирования цен на лекарства подменяется государственной регистрацией отпускных цен производителей (при этом умалчивается о том, кто ее будет осуществлять). С федеральных органов государственной власти в сфере обращения лекарственных средств, по сути, снимается ответственность за образование цен, поскольку оптовые и розничные надбавки, согласно проекту закона, будут устанавливать субъекты РФ. Самостоятельное ценообразование в субъектах РФ вкупе с региональными особенностями лекарственного обеспечения, несомненно, приведет к различиям в доступности лекарственных средств для населения. По сути, речь идет о самом коррупционном подходе из всех возможных, поскольку во всех субъектах РФ будут созданы свои правила, свои цены, и все это станет бесконечным поводом для торговли между властью субъекта РФ и фармацевтическим бизнесом. Несложно посчитать, что если сегодня федеральный центр не смог добиться наведения порядка и снижения цен на рынке ЛС, то умноженные на количество субъектов РФ эти сложности не только создадут полный хаос, но и приведут к прямо противоположному результату – к увеличению цен.

4. Попытка подогнать стандарты медицинской помощи под Перечень ЖНВЛС, необходимость чего неизбежно вытекает из возникающей коллизии между Перечнем и стандартами, искажает смысл медицинской науки и практики. Государство грубо вмешивается в назначения лечащего врача, решая за него, чем лечить пациентов, а между тем именно врач несет ответственность за лечение пациентов (ст. 58 Основ законодательства об охране здоровья граждан). В то же время, стандарт является научно обоснованным нормативным актом, включение и исключение из которого тех или иных средств должно быть обосновано, прежде всего, достижениями медицинской науки, а не только лишь экономическими соображениями. Исключение из Перечня и стандартов лекарств, которыми лечатся пациенты, в том числе инвалиды, ухудшает положение граждан, отменяет и умаляет их права, ставит их здоровье и жизнь под угрозу, что недопустимо в силу ст. 55 Конституции РФ. Созданная Минздравсоцразвития схема разработки стандартов только с участием главных специалистов Минздравсоцразвития – самая коррупционная и самая закрытая из возможных.

5. Проект закона с избытком описывает вопросы регулирования – самые коррупционноемкие и создает почти безграничные условия для коррупции – и не решает вопросы бесплатного и льготного обеспечения, что является очевидным его недостатком. В проекте вовсе не упомянуты государственные программы дорогостоящего лекарственного обеспечения при редких заболеваниях. Невозможно считать таким решением упоминание о перечне ЖНВЛП. При таком положении закон не может считаться полноценным.

6. Отсутствие открытых процедур взаимодействия экспертов и общественности с государством по самым острым проблемам здравоохранения, отсутствие правовой регламентации и правового контроля за реализацией прав граждан на охрану здоровья позволяет говорить о значительном ухудшении положения граждан в сфере медицинского обеспечения при сохранении нынешней политики государства.

В связи с изложенным Рабочее совещание объединений пациентов, Всероссийский Союз пациентов рекомендует устранить выявленные существенные недостатки проекта закона «Об обращении лекарственных средств» в ходе открытого формирования концепции лекарственного обеспечения граждан России, а также провести публичные слушания по вопросу изменения Перечня ЖНВЛС с участием объединений пациентов, врачебных сообществ и фармацевтических компаний.

Резолюцию приняли:

  • Общероссийская благотворительная общественная организация инвалидов «Всероссийское общество гемофилии»
  • Общероссийская общественная организация инвалидов - больных рассеянным склерозом
  • Общероссийская общественная организация инвалидов «Российская ревматологическая ассоциация «Надежда»
  • Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов»
  • Межрегиональная общественная организация «Помощь больным муковисцидозом»
  • Межрегиональная общественная организация «Содействие инвалидам с детства, страдающим болезнью Гоше, и их семьям»
  • Межрегиональное общественное движение «Движение против рака»
  • Межрегиональная благотворительная общественная организация «Общество инвалидов, страдающих синдромом Хантера, другими формами мукополисахаридоза и иными редкими генетическими заболеваниями»
  • Межрегиональная общественная организация инвалидов «Общество пациентов с онкогематологическими заболеваниями»
  • Автономная некоммерческая организация по оказанию помощи больным онкологическими и онкогематологическими заболеваниями «Содействие»
  • Общественная организация содействия страдающим церебрально-гипофизарным нанизмом "Эверест"
  • Межрегиональная общественная организация «Общество помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями»
  • Общественная организация инвалидов «Общество страдающих   эпилепсией»
  • Санкт-Петербургское диабетическое общество

    >[1]> * Источник: http://rosfincom.ru/news/533473.html. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 5-6 сентября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197