ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

10.06.2013 Просьба не расходиться

Отраслевые эксперты и специалисты ФАС солидарно решили, что передавать из центра в регионы закупку ЛС по программе «Семь нозологий» преступно рано

Полномочия по закупке дорогостоящих лекарств в рамках действующей в России с 2008 года госпрограммы «Семь нозологий» с 1 января 2014 года должны перейти от Минздрава России в ведение региональных органов государственной власти. Несмотря на то, что регионализация этих закупок была предусмотрена законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и в момент принятия закона в 2011 году не находила явных противников, сейчас, за полгода до запуска, встретилась с жесткой критикой. Как со стороны пациентских сообществ, представляющих получателей льготных лекарств, так и со стороны госрегуляторов, отвечающих за прозрачность и конкурентность рынка.

Проблемам регионализации программы была посвящена совместная пресс‑конференция представителей пациентских организаций, ФАС и Минздрава РФ, в ходе которой было обнародовано открытое письмо Президенту и Правительству РФ с просьбой проанализировать все возможные риски в случае самостоятельной закупки регионами дорогостоящих ЛС.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев в ходе дискуссии прямо заявил, что Минздраву необходимо выступить с инициативой об отложении даты реформы, поскольку ≪речь идет о жизни пациентов и престиже государства≫.

По его словам, с прежним составом министерства этот вопрос дискутировался еще в 2009 году. А в 2011 году обсуждался проект закона №323-ФЗ ≪Об основах охраны здоровья граждан≫ – и на тот момент Минздравсоцразвития считало, что к 2014 году все необходимые правовые и регуляторные механизмы будут подготовлены и появится возможность прийти с программой ≪Семь нозологий≫ в регионы. Однако, по мнению экспертов, трех лет для подготовки оказалось недостаточно.

Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Минздрава России Сергей Разумов, в свою очередь, отметил, что большинство регионов уже подтвердило федеральному министерству свою готовность принять на себя такие полномочия. ≪Другое дело – здоровое сомнение между готовностью и возможностью, которое нас не покидает. Министерство подготовило шаги, которые направлены на то, чтобы нивелировать риски≫, – добавил чиновник. Минздрав уже начинает собирать заявки регионов по ≪Семи нозологиям≫ на 2014 год. А на 2013‑й – все регионы лекарствами обеспечены, заверил Разумов. Однако сразу оговорился, что сейчас Минздрав готовит последний тендер по дополнительным заявкам для вновь образовавшихся пациентов.

Оговорка, тем не менее, оказалась неслучайной, поскольку в бюджете 2012 года на реализацию федеральной программы Минздраву было выделено 52 млрд рублей. Однако по итогам полугодия дорогостоящих препаратов было закуплено всего лишь на 31 млрд рублей. А еще Сергей Разумов напомнил, что закупочные мероприятия в рамках ≪еще одного, вновь образовавшегося ФЗ о ≪Федеральной контрактной системе≫ (ФКС), которые планируются с 1 января, также невозможны без определения потребности регионов.

≪С июля Минздрав будет собирать заявки со всех регионов. А если будут какие‑то проблемные регионы, мы готовы им помочь≫, – пообещал он, заметив, однако, что ведомство уже допустило недосмотр, поскольку не учло, что регионы все же имеют различные финансовые возможности и нормативы. И поэтому, чтобы не менять ФЗ №323, Минздравом в закон о ФКС было внесено понятие ≪коэффициент≫. ≪Мы разработали коэффициенты для каждого региона к этим нормативно‑финансовым затратам. Поэтому финансово регионы не справиться не могут≫, – уточнил Сергей Разумов. По его словам, ФКС подразумевает такую регламентацию закупок, ≪которая даже и не снилась ФЗ №94≫. ≪Не стоит вопрос о децентрализации закупок – стоит вопрос о законной передаче полномочий регионам. А это та же самая централизация. Закупки не будут осуществляться на уровне аптеки или больницы – они будут осуществляться на уровне органа исполнительной власти субъекта РФ, у которого своя система здравоохранения≫, – объяснил позицию федерального министерства Сергей Разумов.

На что сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов заметил, что 83 региона – это 83 разные модели здравоохранения. ≪А вот это и напрягает≫, – добавил общественник. Более того, по его мнению, регионализация создает новые проблемы, одной из которых может стать рост коррупции.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев разделил пессимистичную позицию пациентских сообществ. Да и в целом ФАС в последнее время все чаще выступает оппонентом Минздрава. ≪Но не потому что нам принципиально не нравится министерство, а потому что служба для министерства является источником информации, который позволяет вовремя предупредить и нивелировать риски, которые Минздрав не замечает≫, – признался Нижегородцев.

По его словам, проблема заключается в том, что количество внедренныхв систему здравоохранения денег растет, а удовлетворенность людей падает. И хотя в Минздраве утверждают, что регионы периодически дозакупают партии лекарств, причем по цене более низкой, чем была зафиксирована в рамках централизованной закупки министерством, антимонопольщики все же склонны называть это недобросовестной деятельностью.

Нижегородцев пояснил, что в рамках созданной рабочей группы при прокуратуре РФ, посвященной вопросам ценообразования, было установлено, что лекарства, которые на региональных торгах закупались в два раза дешевле своей стоимости, распространялись благодаря фирмам‑однодневкам. А сами ЛС, уже оплаченные ранее, были изъяты из централизованных закупок и снова предложены к продаже.

Но ключевым, по мнению ФАС, риском будет то, что авторами аукционов станут региональные компании‑дистрибьюторы, аффилированные с местными группами. ≪У нас много заявлений, касающихся того, что публичные компании из ТОП10, чьи акции торгуются на бирже, не могут попасть на региональные аукционы. Потому что там поставку ЛС связывают с услугами и тем самым ограничивают конкуренцию. При этом не происходит никакого снижения цены≫, – сетовал чиновник.

По логике ФАС, выходит, что для компаний‑производителей перенос закупки в регионы тоже окажется удобным, поскольку они всегда смогут переложить ответственность за ценовую политику на своих региональных партнеров. Такое уже практиковалось при прошлом составе Минздрава и, как утверждают в ФАС, подобные случаи приходилось регулировать путем прямых переговоров с производителями, объясняя им, что они доминируют на рынке. Однако у региональных властей нет ни доступа к международным рынкам, ни к московским представительствам крупных фармкомпаний. А значит, цены на препараты будут только расти, уверены в службе.

Проблема взаимозаменяемости препаратов в рамках программы ≪Семь нозологий≫, вокруг которой два ведомства на протяжении пяти последних лет вели дебаты, также не осталась без внимания. ≪Теперь, когда этот вопрос уйдет в регионы, органы управления здравоохранением будут утверждать, что дозировки препаратов невзаимозаменяемы, произойдет резкое сокращение участников торгов по стране, и цена ЛС снова пойдет вверх≫, – пояснил Нижегородцев. По его словам, этот вопрос не получится разрешить, поскольку не существует ни типовых контрактов, ни разъяснений со стороны Минздрава. Между тем, благодаря проделанной ранее работе в вопросе взаимозаменяемости ЛС, государству удалось сэкономить миллиарды рублей, отметил чиновник ФАС. Президент общероссийской общественной организации ≪Лига защитников пациентов≫ Александр Саверский, в свою очередь, и вовсе потребовал не отложить, а пересмотреть обсуждаемую норму.

Эксперты уверены, что количество аукционов возрастет соразмерно махинациям с бюджетными деньгами. А Юрий Жулев напомнил, что с начала 2013 года обеспечение препаратами граждан с ВИЧ‑инфекциями уже было передано в субъекты РФ, в результате чего во многих регионах до сих пор даже не проведены аукционы: ≪В 2014 году мы снова столкнемся с массовыми несостоявшимися аукционами. Фирмы, которые не заинтересованы доставлять препараты для нескольких человек, просто не будут выходить на аукцион. Процедуры по согласованию могут затянуться на несколько месяцев≫.

Пациентские организации по итогам встречи намерены направить открытое письмо всем заинтересованным адресатам с просьбой отложить до 2020 года вступление в силу регионализации программы ≪Семь нозологий≫.

В ФАС также посчитали, что обязаны сообщить о существующих неурегулированных рисках при регионализации программы ≪Семь нозологий≫ Правительству РФ, и подготовили наряду с пациентскими сообществами соответствующее письмо. В службе рассчитывают инициировать дополнительную дискуссию в Правительстве РФсовместно с экспертами, экономистами и участниками рынка относительно законности вывода программы в регионы при ее полной неподготовленности.

≪А мы, свою очередь, готовы помогать Минздраву всеми силами – интеллектуально, физически, как угодно, потому что это – наша общая работа≫, – резюмировал Тимофей Нижегородцев.

 ИСТОЧНИК