ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Институт управления Социальными Процессами
Государственного университета-Высшей Школы  экономики
Программа поддержки гражданского общества «Диалог»      
Возможности диалога государственных и общественных структур в улучшении системы здравоохранения
Автор: Голосов М.А.

            На опыте работы общественной организации в регионе обобщены наиболее актуальные вопросы возможности взаимодействия с государственными органами и как результат улучшения качества медицинского обслуживания граждан.

Факт существенного  отставания в уровне медицинского обслуживания  от уровня  развитых стран,  общеизвестен и никем не оспариваем, так же, как и факт несомненных успехов нашего здравоохранения на отдельных направлениях,  наличие высококвалифицированных кадров и серьёзных научных достижений. Однако этот существенный потенциал по ряду причин сегодня недостаточно используется. Формируемое ныне гражданское общество, создает необходимые условия реализации этих возможностей. Созданию структур, призванных представлять гражданское общество в системе здравоохранения, в последние два года уделяется всё большее внимание и всё очевиднее становится факт востребовательности такого подхода. Что имеется сегодня в активе по этому вопросу на федеральном уровне:

  • комиссия по здравоохранению Общественной палаты Р.Ф., председатель д-р Л. Рошаль,
  • аналогичные комиссии в Совете Федерации и Госдуме,                                                        
  • общественные Советы при Минсоцздравразвития и по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,                                                                                            
  • общероссийские общественные и некоммерческие организации, представляющие интересы пациентов.

Каждая занимает свою нишу и пытается в позитивном плане влиять на улучшение ситуации в здравоохранении. Усилия каждой из них чрезвычайно важны и нужны. Кажется, это понимает и государство.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минсоцздравразвития и ряд общественных организаций пациентов заключили соглашения о сотрудничестве. В рамках заключенного соглашения Общероссийской общественной организацией инвалидов- больных рассеянным склерозом и Минсоцздравразвития учрежден институт уполномоченного общественного эксперта. Уполномоченный эксперт представляет Общероссийскую организацию в регионе и  наделён широкими полномочиями по контролю  качества медицинского обслуживания пациентов с соответствующим диагнозом, их лекарственного обеспечения. Имеет практическую возможность информировать непосредственно Минсоцздрав о наличии проблем и рассчитывать на адекватную и своевременную реакцию. И как результат значительно улучшилось обеспечение больных дорогостоящими лекарственными средствами. Данный опыт участия общественности в решении конкретных медицинских проблем является уникальным, заслуживает изучения и обобщения и полагаю распространения в том числе и на уровне регионов.

Коэффициент полезного действия общественных формирований федерального уровня хотелось бы видеть и в качестве принимаемых правительством и федеральными ведомствами управленческих решений, нормативных документов, улучшению контрольных функций федеральных органов.

Наиболее ярко ситуацию комментирует А.В.Саверский - председатель Общественного совета по защите прав пациентов(федерального). «У государства нет даже близкого к истинному представления о положении дел с выполнением на местах законов и приказов МЗиСР, касающихся качества медицинской помощи. о выполнении   врачами  стандартов, о так называемых врачебных ошибках, о количестве смертей и инвалидов по вине врачей и системы здравоохранения, о фактах, приводящих к этим ошибкам.» Надо отметить, что Россия одна из немногих стран, где такая статистика вообще не ведётся.

Серьёзные претензии высказаны А.В. Саверским по опубликованной Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. Главное в том,  что подход к решению проблем, заложенный в концепции,  приведет к тому, что «Концепция не будет работать совсем». Серьёзные претензии к качеству принимаемых на федеральном уровне решений имеют и исполнительные структуры Минсоцздравразвития в регионах.  Это относится  к проблеме многоканального финансирования, лекарственного обеспечения по программе ДЛО (в Тверской области 77% льготников от неё отказалось) и т. д. Гораздо больше вопросов возникает у граждан, вынужденных обращаться в медицинские организации, прежде всего, как по вопросам качества лечения, так и по качеству медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Повлиять на ситуацию в регионе возможности практически нет. Система как бюрократический орган занимает глухую оборону. Исправить ситуацию могут только скоординированные усилия граждан, объединенных в общественные организации. На региональном уровне это довольно сложная задача. И прежде всего потому, что приходится сталкиваться с реальными проблемами конкретных людей и непосредственно  решать конкретные вопросы. В чём сложности? Во-первых, недостаточно развитая структура организаций, представляющих интересы пациентов(основная причина в отсутствии условий их деятельности). Во-вторых, нежелание органов здравоохранения региона иметь в их качестве общественного критика и оппонента, с которым придётся считаться, менять привычный стиль и методы работы, и не допустить возможность общественного контроля над деятельностью, а это неизбежно. Более приемлемо  для исполнительных органов власти видеть в лице общественных организаций и НКО бескорыстного и бесконфликтного помощника, решающего по поручению какие либо локальные задачи. Это совершенно неприемлемо и лишает всякий смысл в их деятельности. У них нет ни ресурсов ни условий компенсировать недостатки в работе и более того прямые упущения должностных лиц. Полагаю, что первая задача общественности увидеть проблемы и в наиболее эффективной форме ставить  их для разрешения перед властью.

Еще одним ресурсом диалога и общественного влияния могли бы быть общественные советы по вопросам здравоохранения. Как совершенно справедливо отмечает М. Слободская, председатель комиссии  Общественной палаты Р.Ф., выступая на общественных слушаниях - "чиновники и представители НКО(некоммерческих общественных организаций) по-разному представляют себе задачи, стоящие перед общественными советами… В Тверской области в сфере здравоохранения созданы общественные советы при губернаторе, о также по защите прав пациентов при территориальном управлении  Росздравнадзора, соответствующими приказами с поименным определением их состава и в результате оказались, представлены большей частью медиками или людьми, зависимыми от системы здравоохранения, что не позволяет рассчитывать на независимость оценок в принятии решений. В их составе нет юристов, которые потенциально могли бы защищать права пациентов. А эта проблема сегодня по мнению председателя комиссии по охране здоровья Мосгордумы   Стебенковой  «самая острая и главная в сфере здравоохранения».  К сожалению она не находит адекватного отражения в СМИ и почему то не является предметом серьёзных исследований и обсуждения в соответствующих государственных органах власти. 

Исключительно важным представляется выявление, учёт, анализ мнений и оценок граждан по проблемам медицинского обслуживания. Создание независимой социологической службы было бы весьма действенным инструментом в решении проблем здравоохранения.

 Возможность более эффективного решения многих вопросов сегодня появляется  в связи с формированием в регионах новых общественных формирований - Общественных палат, представляющих интересы различных категорий граждан, и наделённых значительными полномочиями, которые имеют все возможности стать эффективной переговорной площадкой между обществом и властью. Пока они только сформированы (в Тверской области организационное заседание прошло 30.01.09 г.) Выводы делать преждевременно, но хотелось бы, чтобы за внешней стороной (а ей придано слишком большое значение) присутствовала достойно и  содержательная.

Становится очевидным, что как на Федеральном, так и региональном уровне крайне необходима координация деятельности общественных формирований и эту функцию могли бы осуществлять созданные  Общественные палаты их соответствующие комиссии, выражающие, прежде всего интересы потребителей медицинских услуг,  а не медицинского сообщества. Следовательно, в их составе должны быть соответствующие представители. И это не является проблемой. Проблема иметь такое желание.

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197