ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

  • Главная
  • Информационная служба
  • Новости
  • Права инвалидов больных рассеянным склерозом

Права инвалидов больных рассеянным склерозом

 Основополагающим документом, закрепляющим права и свободы граждан Российской Федерации является  Конституция РФ. В соответствии со СТ. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан - обязанность государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных основаниях в случае болезни и инвалидности. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные ВС РФ 22.07.1993. г № 5487-1. развивают указанные положения Конституции РФ.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07, 1999 г. инвалиды относятся к категориям граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых включено обеспечение по рецептам врача необходимыми, лекарственными средствами в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» № 890 от 30.07.1994г. включает рассеянный склероз в перечень категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецепту врача бесплатно.
Таким образом, инвалиды больные рассеянным склерозом в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют неотъемлемое право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения указанного заболевания по рецепту врача бесплатно. Лекарственные средства для лечения рассеянного склероза включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 376-р от 29.03. 2007г.

В соответствии с п. 3.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» № 110 от 12.02.2007 г. (далее Приказ № 110) лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств назначаются непосредственно лечащим врачом. Пункт 1.1. Приложения № 13 к Приказу № 110 устанавливает, что при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение назначаются лекарственные средства и выписываются рецепты на них. Пункт 2.1 Приложения № 13 к Приказу № 110 устанавливает, что лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения (далее ЛПУ) выписываются рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств со скидкой или бесплатно.

Перечень документов, которые необходимо иметь гражданину при обращении в ЛПУ Приказ № 110 не содержит, но такой перечень содержал Приказ Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29. 12. 2004 г. (утратил силу в связи с вступлением в силу Приказа № 110). При обращении в ЛПУ гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ подтверждающий право на получение набора социальных услуг, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, страховой медицинский полис обязательного страхования граждан.

Методические рекомендации «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденные Заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И.Стародубовым 12.03.2005 г.. Письмо ФФОМС от 17.07.2006 г. № 5149/40 -1 «О направлении методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» разъясняют порядок формирования сводной заявки на лекарственные средства на планируемый период, соблюдение которого позволит рассчитать финансирование таким образом, чтобы обеспечить всех граждан лекарственными средствами, на получение которых по рецепту врача бесплатно они имеют право. В соответствии с положениями указанных нормативных документов все граждане, учтенные в федеральном регистре, после осмотра врачом и постановки на диспансерное наблюдение обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами. Пункт 1.9. Письма ФФОМС от 17.07.2006 г. № 5149/40 -1 «О направлении методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» предусматривает возможность изменения итоговой суммы сводной заявки в зависимости от возможного прироста граждан отдельных категорий-получателей необходимых лекарственных средств. Все нормы указанных правовых актов построены таким образом, что не предусматривают возможности невыполнения государством своей обязанности по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми им лекарственными средствами, все участники ДЛО должны выполнять предписания закона и исключений указанный нормативный акт не содержит. В соответствии с п. 1.9 Методические рекомендации «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденные Заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И.Стародубовым 12.03.2005г. персональная ответственность за удовлетворение потребности в лекарственных средствах, в части взятых на себя обязательств, лежит на руководителе соответствующих участников ДЛО.

Кроме того, все участники ДЛО связаны между собой договорными отношениями. Государственные контракты заключены между ТФОМС и фармацевтическими организациями, закупающими лекарственные средства у производителей и осуществляющими поставку необходимых лекарственных средств в аптечные организации (тоже по отдельно заключенным договорам). Указанные Государственные контракты предусматривают обязанность фармацевтических организаций организовать поставку лекарственных средств в соответствии с заявкой органов здравоохранения субъектов РФ, организовать в аптечных учреждениях отпуск лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении рецепта, организовать в случае временного отсутствия требуемого лекарственного средства в аптечной организации на момент обращения пациентов отсроченное обслуживание в установленном порядке. ТФОМС в свою очередь обязан перечислить денежные средства на счета фармацевтической организации за счет и в пределах выделенных федеральных средств. Таким образом, даже в случае недостаточного финансирования на фармацевтических организациях лежит обязанность осуществить поставку необходимых лекарственных средств.

Несмотря на однозначность формулировок норм закона на практике нарушения происходят достаточно часто. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Немотивированный отказ врача в назначении и выписке необходимого лекарственного средства.
Как уже указывалось ранее пункт 2.1 Приложения № 13 к Приказу № 110 устанавливает, что лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения (далее ЛПУ) выписываются рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств со скидкой или бесплатно. Указанный Приказ содержит закрытый перечень ситуаций, в которых запрещено выписывать рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно, эти запреты касаются категорий врачей и не предусматривают иных причин для отказа в выписке рецепта.

Необходимо правильно трактовать пункт 2.5. Приказа № 110, в соответствии с которым при назначении и выписывании лекарственных средств для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи врач должен использовать оперативную информацию о наличии в аптечной организации необходимых лекарственных средств (дозировки, фасовки). Указанный пункт не означает, что в случае отсутствия лекарственного средства в аптечном учреждении врач вправе не выписывать рецепт, он лишь предписывает, что врач для удобства пациента должен в случае наличия в аптечном учреждении только одного из взаимозаменяемых препаратов выписать именно его, либо указать ту дозировку, фасовку препарата в какой он есть в наличие в аптечном учреждении. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития это подзаконный ведомственный правовой акт, он не может противоречить закону, а как уже не раз упоминалось ранее законом закреплено право инвалидов больных рассеянным склерозом на получение необходимых лекарственных средств бесплатно и никто не может их лишить указанного права.

В соответствии с пунктом 4.1. Приказа № 110 врачи выписывающие рецепты несут ответственность за назначение лекарственного средства конкретному больному в соответствии с медицинскими показаниями, то есть и за отказ от выписки рецепта при наличии медицинских показаний. В целях осуществления ведомственного контроля в ЛПУ может создаваться постоянно действующая комиссия по проверке назначения лекарственных средств. Поэтому в случае необоснованного отказа в назначении и выписке необходимого лекарственного средства вполне действенным способом защиты права может выступать обращение к главному врачу ЛПУ. В таком обращении в свободной форме должна быть изложена произошедшая ситуация и к нему должны быть приложены ксерокопии паспорта, документа, подтверждающего право на получение набора социальных услуг, страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан. Обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Первый экземпляр с приложениями отдается в канцелярию ЛПУ, на втором должна быть сделана отметка о принятии с указанием фамилии ответственного лица и даты принятия (более подробно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.)

2. Отказ аптечного учреждения предоставить лекарство.
Методические рекомендации «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденные Заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубовым 12.03.2005 г. детально прописывают порядок действий участников ДЛО в случае отсутствия лекарственного средства в аптечной организации, ФОР, ФО ( пп. 1.14 - 1.19).

В случае отсутствия лекарственного средства в аптеке рецепт ставиться на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов, регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). Срок, в течение которого должны быть совершены все действия участников ДЛО по обеспечению рецепта, не может превышать 10 дней, даже в случае отсутствия необходимого лекарственного средства на фармацевтическом рынке.

В случае невыполнения аптечной организацией своей обязанности по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами целесообразнее обратиться с заявлением в ТФОМС либо в прокуратуру.Статьей 15 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» № 1499-1 от 28.06.1991г. установлено, что защита интересов застрахованных - это основная обязанность страховой медицинской организации. Заявление в ТФОМС, так же как и обращение к главному врачу ЛПУ в случае немотивированного отказа в выписке рецепта, может быть написано в свободной форме.В соответствии со ст. 69 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утверждены ВС РФ 22.07.1993г. № 5487-1) действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья могут быть обжалованы в судебном порядке. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут самостоятельно обратиться в суд. В связи с вышеизложенным, для защиты нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств пострадавший может обратиться в прокуратуру с заявлением, изложенным в свободной форме.Таким образом, в случае нарушения любым участником ДЛО обязанности по удовлетворению потребности в лекарственных средствах, в части взятых на себя обязательств, необходимо помнить, что право граждан на бесплатное обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами является непосредственно действующим, неприкосновенным.

Перечень основных нормативных документов по ДЛО

1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» утвержденные ВС РФ 22.07.1993 г № 5487-1.

2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» № 110 от 12.02.2007 г.

4. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» № 890 от 30.07.1994г.

5. Письмо ФФОМС от 17.07.2006 г. № 5149/40 -1 « О направлении методических рекомендаций «Организация работы по до дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг»

6. Методические рекомендации «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденные Заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубовым 12.03.2005 г.


    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197